Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Инклюзивное образование
Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель сопровождения: Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
-
Изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений.
-
Анализ мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.
-
Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
-
Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
-
Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
-
Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
-
Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:
- Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития в группе кратковременного пребывания.
- Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психокоррекции, психологической поддержки.
- Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений.
- Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
1 этап
-
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
-
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
-
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
-
Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
2 этап
-
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
-
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
-
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
-
Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
-
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
-
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.Принципы работы
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.Методы и формы работы с детьми
-
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
-
Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
-
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
-
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
-
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
-
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями:
-
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
-
Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
-
Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
-
Деловые игры.
-
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в группу, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме
-
сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника, соц.защита);
-
участвуем в семинарах-практикумах для педагогов;
-
делимся опытом;
-
используем презентации;
-
проводим «Дни открытых дверей»
МАТЕРИАЛЫ XIX ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ДЕТЕЙ _ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ ОВЗ
-
ИНФОРМАЦИЯ -https://rosinka32.ucoz.net/js/informacija.pdf
-
ПЕРЕЧЕНЬ ТСР -https://rosinka32.ucoz.net/js/perechen_tsr.pdf
-
ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ - https://rosinka32.ucoz.net/js/torgovye_tochki_tsr.pdf
-
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРТИФИКАТ - https://rosinka32.ucoz.net/js/ehlektronnyj_sertifikat_tsr.pdf
1.НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА в МКДОУ ДС № 32 «РОСИНКА» х.СОЛЕНОЕ ОЗЕРО по работе с детьми-инвалидами и детей с ОВЗ
- https://rosinka32.ucoz.net/ryk/baza_invalidov.pdf
2.ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 «Росинка» х.Соленое Озеро -https://rosinka32.ucoz.net/ryk/pasport_dostupnosti_ds_32_compressed.pdf
3.АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МКДОУ ДС № 32 "РОСИНКА" х.СОЛЕНОЕ ОЗЕРО
http://rosinka32.ucoz.net/_tbkp/nasha_programma-konvertirovan.pdf